А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери": сюжет и краткое содержание пьесы

обложка к книге Моцарт и Сальери. Оформление: русский художник и график Сергей Васильевич Чехонин. 1937 год
(Иллюстрация: обложка к книге Моцарт и Сальери. Оформление: русский художник и график Сергей Васильевич Чехонин. 1937 год)

«Моцарт и Сальери» - произведение А.С. Пушкина о человеческой гордыне, зависти, разрушающей душу и толкающей на страшные преступления. Входит в сборник «маленьких трагедий».  Первые наброски текста появились в 1826 году. Пьеса затрагивает проблему совместимости гения и злодейства. Автор пытается ответить на вопрос, возможно ли соединение этих двух качеств в одном человеке?

Два главных героя произведения являются абсолютно противоположными личностями – один добр и чист, другой страдает от всепоглощающей зависти. Именно на их примере автор показывает то, насколько человеческая гордыня способна затуманить разум и подтолкнуть на подлость, преступление.

Несмотря на то, что герои имеют своих прототипов в реальном мире, произведение является вымыслом, основанном на слухах (по имеющимся источникам, именно на них опирался автор при написании пьесы). Ничего общего с настоящей историей жизни композитора Моцарта оно не имеет.

Содержание:

Главные герои произведения

В произведении «Моцарт и Сальери» всего два главных персонажа. Они абсолютно противоположны друг другу по характеру, образу мысли и взгляду на жизнь. Автор противопоставляет их один другому, как черный гений гению добра.

Моцарт

 Моцарт - молодой талантливый композитор. Он доброжелателен, открыт, верит людям и относится к ним с чистым сердцем.  Это жизнелюбивый человек, который легко идет по жизни. Моцарт создает талантливую музыку, которая вызывает восхищение у всего его окружения.

Сальери

Сальери – лучший друг Моцарта (именно так называет его композитор). Жестокий, завистливый, высокомерный человек, абсолютная противоположность Моцарта. С самого детства он изучает музыку (которая давалась ему с трудом), в надежде стать знаменитым на весь мир.

Помимо главных героев в произведении встречаются и второстепенные персонажи - человек в черном, старик со скрипкой. Они несут в своем образе скрытый смысл, который становится понятен читателю после более подробного знакомства с пьесой.

Сюжет пьесы

Сальери - Шаляпин, Моцарт - В. П. Шкафер, опера "Моцарт и Сальери" Н. А. Римского-Корсакова, Русская частная опера, Москва, 1898
(Сальери - Шаляпин, Моцарт - В. П. Шкафер, опера "Моцарт и Сальери" Н. А. Римского-Корсакова, Русская частная опера, Москва, 1898)

Сальери придается грустным воспоминаниям о своем детстве. Всю свою жизнь он посвятил искусству и нет ничего священнее для него, чем музыка. Он никогда и никому не завидовал до тех пор, пока не познакомился с Моцартом. Теперь он недоумевает почему судьба благосклонна к тем, кто этого не достоин.  Во время размышлений Сальери в комнате появляется Моцарт. Он приводит с собой слепого скрипача, который играет для них свою мелодию. После Моцарт и Сальери договариваются об ужине.

Перед встречей в трактире Сальери намеревается лишить жизни Моцарта, который, по его мнению, обладая великим талантом попросту издевается над искусством. Он вытаскивает яд и подсыпает его композитору в еду. Спустя некоторое время после их совместного ужина, Моцарт покидает друга, ссылаясь на плохое самочувствие.  Сальери вспоминает слова композитора говорившего, что гений и злодеяние – это две несовместимые вещи.

Краткое содержание по сценам

Сцена I

Сальери размышляет в своей комнате о прошедших годах. Он предался воспоминаниям своего детства – так много лет, было отдано музыке, и теперь она стало для него всем.

«Родился я с любовию к искусству;
Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слёзы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке.»

  Моцарт играет. Народный художник СССР, советский и российский график Федор Денисович Константинов, 1955 г.
(Моцарт играет. Народный художник СССР, советский и российский график Федор Денисович Константинов, 1955 г.)

 На пути к искусству он преодолел немало трудностей, музыка не всегда давалась ему легко, но несмотря на это он никогда никому не завидовал. Однако, все изменилось с появлением в его жизни Моцарта.

«Нет! никогда я зависти не знал,
О, никогда! – нижe, когда Пиччини
Пленить умел слух диких парижан,
Ниже, когда услышал в первый раз
Я Ифигении начальны звуки.
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеёй, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. – О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!»

 Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. Михаил Александрович Врубель, 1884 г.
(Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. Михаил Александрович Врубель, 1884 г.)

Зависть гложет Сальери изнутри. Он размышляет о жизни и об искусстве. В это время в комнату входит Моцарт. Он привел с собой слепого музыканта. Моцарт просит музыканта повторить мелодию, которую он играл у трактира. Музыкант играет, очень сильно фальшивя. Моцарт смеется над его исполнением. Сальери же наоборот, возмущен. Ему не нравится плохая игра скрипача. Ему «не смешно, когда маляр негодный пачкает мадонну Рафаэля».

Закончив играть, слепой уходит, получив от Моцарта деньги на выпивку.  Моцарт садится за инструмент и начинает играть свое новое произведение. Сальери не скрывает восхищения. Но с восхищением в его сердце закрадывается сильнейшая зависть.

Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире. Моцарт соглашается и уходит. Сальери решает отравить друга, чтобы тот больше не смел затмевать других музыкантов.  Для этого он намерен использовать яд, полученный от его умершей жены.

«Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить – не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой....
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше.»

Сцена II

Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт делится с другом событием, которое недавно произошло с ним. В дом композитора пришел человек, одетый в черное и заказал сочинить заупокойный гимн – реквием.  Моцарт горячо взялся за работу и вскоре все было готово. Музыка получилась прекрасной. Однако, странный человек так и не вернулся за своим заказом. Теперь Моцарта сопровождает предчувствие, что это сама судьба возвестила ему скорую кончину и повелела написать реквием самому себе.

«Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит».

Сальери подсыпает яд Моцарту. Михаил Александрович Врубель, 1884 г.
(Сальери подсыпает яд Моцарту. Михаил Александрович Врубель, 1884 г.)

Сальери успокаивает друга и советует ему перечитать пьесу Бомарше о Фигаро для отвлечения от грустных мыслей. Беседа продолжается в непринужденной форме. Когда Моцарт отворачивается от стола, Сальери подсыпает яд в его стакан. Моцарт выпивает его и идет к фортепиано, начинает играть реквием.

Сальери вслушивается в музыку, он потрясен ее красотой и своим низким поступком. На его глазах появляются слезы.

Моцарт чувствует недомогание и отправляется в свою комнату. Сальери остается один на один со своими мыслями. Зависть по-прежнему терзает его. Он размышляет над словами друга: гений несовместен со злодейством.  Исходя из данных слов, Сальери не гений, но он не хочет в это верить и пытается убедить себя в обратном.

«Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? Или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы – и не был
Убийцею создатель Ватикана?»


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.